Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или её частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.
Задания ВПР не только позволяют учителю скорректировать образовательную программу, но и детям адаптироваться к такой форме оценивания их образовательного уровня и комфортно подойти к основному государственному экзамену и единому государственному экзамену.
Согласно рекомендациям Рособрнадзора образовательная организация имеет право принять решение о выставлении отметок за ВПР в дневник и журнал, так как проведение контрольных работ является неотъемлемой частью учебного процесса. Каждый учитель проводит в течение учебного года ряд контрольных работ, использует другие формы контроля качества подготовки обучающихся. Если образовательной организацией принято решение о выставлении отметок в журнал, то они влияют на итоговую отметку.
ВПР – не единственные мониторинговые мероприятия, которые проходят в системе образования. Так, обучающиеся общеобразовательных организаций принимают участие в исследовании качества образования по модели общероссийской PISА, в национальном исследовании качества образования (НИКО). В дальнейшем результаты всех этих исследований станут основой для формирования программ повышения квалификации учителей, программ помощи школам с низкими результатами обучения на региональном уровне. Для отдельно взятой школы они могут быть инструментом самодиагностики, основой для проведения регулярной методической работы, принятия решений о направлении учителей на повышение квалификации. Все это позволяет выявить эффективность образовательной системы в целом.